Руслан Кузнецов (ruslankuznetsov) wrote,
Руслан Кузнецов
ruslankuznetsov

Идол №4. Финансовый успех

.
.
url-1



Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо —
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
Омар Хайям


Сразу оговорюсь: речь пойдет не о материальном процветании, которое, рассматриваемое само по себе, как явление, вполне может быть нужным и полезным дополнением в жизни человека. Речь пойдет о том, как материальное процветание соотносится с процветанием духовным. О балансе между богатством субъективным и объективным, между временным и вечным.


Слово «успех» несет в себе два основных значения. Первое: удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели. Второе: признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чьих-либо достижений. Таким образом «финансовый успех» — это достижение определенной финансовой цели (заработать миллион долларов) и, в то же время, признание этого подвига окружающими (какой молодец, целый миллион заработал).

Интересно, что одно без другого жить не может. Ведь если я поставлю себе цель заработать всего тысячу долларов, то окружающие вряд ли оценят это как финансовый успех. И наоборот: если окружающие, скажем, африканские бедняки, увидят у меня эту тысячу, выглядывающую из кармана рубашки, они могут посчитать, что я финансово успешный человек — но я-то знаю, что это не так.

Здесь и выявляется первая проблема идола по имени Финансовый Успех. Оказывается, успех не всегда, а, точнее, почти никогда не определяется мною. Этим занимаются те самые окружающие — мои родственники, друзья, сотрудники и еще какие-то успешные люди из телевизора — которые, в зависимости от географических и экономических факторов, без малейшего смущения выставляют для меня очередной флажок, обозначающий мою следующую цель, мой очередной финансовый успех. Достигну я его — будут мне лавры, медные трубы и следующий флажок. Паду на полдороги — останусь в истории вечным неудачником.

И неважно, что мне вполне достаточно того, что у меня есть. Что мои интересы лежат в других плоскостях. Что у меня другие приоритеты в жизни. Если я не достиг хотя бы самой первой черточки, за которой простираются благодатные земли Успеха, я, по мнению данной публики, являюсь неуспешным человеком.

Вторая проблема заключается в том, что точная поговорка «все познается в сравнении», применительно к Финансовому Успеху, парадоксальным образом работает только в одну сторону — в сторону плюса. То есть если я в Украине был нищим, не имея денег на туфли и штаны, а по приезду в США сразу поднялся на несколько уровней, купив себе полный шкаф одежды и хорошую машину, то это еще совсем не значит, что я стал финансово успешнее. Почему? Потому что мой ровесник, живущий в США рядом со мной, имеет не только две машины, но еще и собственный дом.

Но подождите, а когда же я порадуюсь своему успеху в сравнении с собой прошлым — нищим жителем Донбасса? Ведь, как никак, у меня сейчас больше материального добра, чем у любого из моих друзей, оставшихся там? Нет, говорит мое окружение, то — дело прошлое. Теперь ты будешь соревноваться с теми, кто живет рядом с тобой в этой стране, и, главное, у кого денег больше, чем у тебя. На тех, у кого меньше, даже не смотри — это лузеры, неудачники и лентяи, пропащие люди. Логический вопрос «но ведь таким образом я никогда не стану «успешным», потому что всегда кто-то будет богаче меня?» остается, само собой, без ответа.

Все это преподносится таким серьезным тоном, так авторитетно, с такими умными цитатами из известных книг о финансовом успехе, что в какой-то момент ты, грешным делом, уже почти начинаешь соглашаться с подобными взглядами. Более того, последнее время в среде людей, называющих себя «христианами», стало очень популярным учение о «процветании в Боге». Переиначивая и вырывая из контекста различные библейские цитаты ребята пришли к интересному и очень удобному для них выводу: если ты успешен в материальном, значит успешен и в духовном. Я лично знаком с людьми, которые утверждают, что финансы — это и есть Бог. Что бедность (в их, конечно же, измерении) — это обязательно «проклятие безбожия». Что банковские счета детей Бога не бывают пустыми.

И, поверьте мне, эти люди вовсе не дураки. Сами по себе они довольно трезвые, интересные, современные мужчины и женщины. У некоторых из них есть даже высшее богословское образование и огромный опыт работы в церкви. Когда-то вся их жизнь вращалась вокруг служения Богу и людям. Но это было давно, и, по их же мнению, неправда — «да, было дело, ошибки молодости, сегодня мы знаем, что к чему». Сегодня они с головой погрузились в достижение одной-единственной цели — Финансового Успеха. Что, следуя их логике, как раз и станет прямым доказательством их принадлежности к компании Бога.

Так и бегут эти люди, закусив удила. И ты, по их мнению, тоже должен бежать вмести с ними, вперед, к флажку. И меньше отвлекаться на разговоры.

К счастью мы понимаем, что иногда отвлечься на разговоры как раз не только желательно, но и жизненно необходимо. Что мы сейчас с вами и сделаем. Потому что вечный бег к миражу по имени Финансовый Успех есть удел самых настоящих неудачников. Только уже космического масштаба.

Космического — потому что мы знаем, что эти наши несчастные восемь десятков лет жизни на Земле, на самом деле, всего лишь подготовка к старту Жизни. Разминка перед настоящим забегом. И потратить это драгоценное для любого спортсмена время на покупку еще трех пар кроссовок, маек и трусов, согласитесь, не совсем рациональное времяпровождение. А какое тогда рациональное?

На этот вопрос, видимо, нужно отвечать человеку компетентному. Такому, который побывал и на этой стороне, и на той. И бедным был, и богатым, и неуспешным, и успешным. Я, к сожалению, вряд ли смогу поставить себя в обе категории, по крайней мере в глазах других людей. Ведь мои утверждения о том, что я уже сейчас вполне успешный человек, для них ничего не значат — им факты давай, в виде циферок на банковском счету. 

Что ж, тогда обратимся к самому авторитетному источнику, по крайней мере для тех, кто знаком с Богом, — к Иисусу, Сыну Бога. Который, как и следовало ожидать, довольно подробно останавливался в том числе и на вопросе Финансового Успеха, пока ходил по израильской пыли в компании своих друзей и врагов.

Как-то раз к нему подошел молодой парень, которого все знали как успешного и богатого чиновника. Может желая блеснуть своим материальным и моральным богатством, а может из самых искренних побуждений, тот обратился к Учителю с простым вопросом: «Что я должен делать, чтобы иметь вечную жизнь?»

К сожалению, нам никто не объясняет, что он подраузмевал под понятием «вечная жизнь» — жизнь после смерти «на лоне Авраама» или все-таки жизнь в Царстве Бога, которую активно продвигал Иисус при всякой возможности. Я больше склоняюсь ко второму варианту. Так вот.

Иисус ему говорит:
— Ты знаешь, как там в Законе: не убивай, не воруй, уважай родителей и т.д.
— Учитель, — отвечал молодой человек. — Я это все соблюдал с самой юности!

Тут Иисус пристально взглянул в его глаза и… полюбил парня. А потом произнес:
— Что ж, осталось еще кое-что. Пойди, продай все, что у тебя есть, а деньги раздай бедным. И все твое земное богатство превратиться в богатство небесное. А затем приходи обратно и становись моим сотрудником.

Что было дальше мы все прекрасно знаем. Молодой человек очень расстроился, ничего не ответил и затерялся в толпе.

А Иисус повернулся к своим друзьям и сказал:
— Вы себе вообще представляете, как трудно такому человеку, у которого «все при себе» войти в Царство Бога?

Ученики, ничего не понимая молча смотрели на него, а Иисус продолжал:
— Вы даже не можете представить, как это трудно. Легче просунуть корабельный канат через игольное ушко, чем богатому человеку стать частью Царства Бога!

Эту историю я слышал с детства. И, естественно, никогда не понимал. Сперва думал, что «Царство Бога», о котором тут идет речь, это и есть Рай — тот, который в небе, где стеклянное озеро и ангелы с арфами. Как могли помешать войти в Рай человеку деньги, которые все равно остаются после его смерти на Земле — было выше моего понимания.

Потом я выяснил, что Царство Бога — это совсем другая история. Это что-то такое, что уже есть на нашей планете, что находится среди нас. Как сказал один дядя, Джон Кроссан: «Царство Божие — это о трансформации этого мира, а не о эвакуации его на небеса». А Иисус и вовсе утверждал, что оно, Царство, внутри нас с вами. Так точно, в лице Святого Духа, с которым мы это самое Царство и строим. Строим с помощью любви.

Хорошо. Но все равно не понятно, почему богатый человек не может попасть в это Царство? Почему не может стать одним из нас и начать жить по принципам любви? Точнее, теоретически он-то может, но почему с таким трудом? В чем проблема? Оказывается, нужно всего лишь дочитать эту историю до конца.

Пораженные ученики тогда спросили:
— Но тогда у кого, вообще, есть шанс попасть в Царство Бога?

И Учитель ответил:
— Ни у кого, если люди пытаются достичь это своими силами. И у всех людей в мире, если они позволят Богу сделать это за них.

Еще раз: никто не сможет войти в Царство Бога своими силами. Это, напоминаю, было сказано сразу после разговора с богатым молодым парнем. Это о нем, о финансово успешном человеке идет речь, когда приводится сравнение с невозможным действием — продеванием каната в крошечное игольное ушко. Богатому человеку трудно это сделать потому, что, материально обеспечив себя, он уверен в своих силах и готов своим талантом, сноровкой и опытом взять еще одну высоту — Царство Бога. Но не тут-то было. Когда Иисус предложил ему потерять все, что у него на тот момент было, парень не на шутку испугался. Потому что в его финансовом состоянии заключались его авторитет, сила, планы, надежды и мечты. Потерять состояние — значит потерять себя. Значит сдаться, вернуться в ноль, уравняться с остальной толпой, стать никем.

Но так уж устроен духовный мир, так устроено Царство Бога, что только сдавшись, только расписавшись в своей полной беспомощности и зависимости от Царя можно получить там место. И никак иначе.

Тут вспоминается другая история, тоже с богатым человеком. Которого, стоит заметить, очень не любили соплеменники. Скорее даже ненавидели. Примерно так, как ненавидели во время Великой Отечественной войны русских полицаев на службе у немцев. Человека звали Закхей, а ненавидели его за то, что он работал на оккупировавших Израиль римлян. Причем, Закхей был даже хуже немецкого полицая, потому что он не просто следил за порядком, но собирал налог в виде денег со своих людей в чужую, римскую казну. 

Так вот, этот предатель, разбогатевший за счет несчастья своего народа, тоже решил повстречаться с Иисусом. И встреча состоялась. Закхей залез на дерево, проходивший мимо Иисус предложил наведаться к нему в гости. Не веря своему счастью сборщик налогов повел дорогого гостя в свои хоромы. На улице негодовал народ: что может делать Учитель в доме мерзкого жулика?

А потрясенный жулик в это время говорил Иисусу:
— Учитель, я раздам половину моего состояния бедным, а если я кого-то обманул, то верну им в четыре раза больше!

И в ответ услышал:
— Сегодня в этот дом пришло спасение! Вот он, Закхей, сын Авраама! Который был потерян, но теперь снова найден!

Итак, два богатых человека. Один — уважаемый народом государственный служащий, неукоснительно соблюдающий Закон Моисея. Другой — ненавидимый последним бомжом предатель и вор, продавшийся жестоким безбожникам. Первый уходит от Иисуса разочарованный, второй получает то самое место в Царстве Бога, которое так трудно получить будучи богатым. Почему? Потому что первому было предложено раздать свои деньги нищим, но он отказался. А второй сделал это по собственному желанию.

Деньги нищим — место в Царстве. Остался богатым — ничего не получил, сделался бедным — получил все. Как это? Очень просто. Первый еще продолжает бежать к заветному флажку под названием Финансовый Успех. Второй уже никуда не бежит. Первый верит в себя, в свои возможности, второй верит только в чудо — в прощение Бога и людей. Первому еще нужно что-то доказывать себе и другим, второй уже все доказал — и себе, и другим. Первый думает, что он чемпион — на самом деле он полный неудачник. Второй думает, что он неудачник — на самом деле он и есть чемпион.

Занимательно, не правда ли?

Конечно же, дело тут не в сумме денег, а в том, что эта сумма делает с человеком. В том, как она влияет на его жизнь. Не нужно быть сказочно богатым, чтобы потерять свое место в Царстве — достаточно трястись за свой единственный доллар. Не обязательно быть атеистом, чтобы остаться за бортом — достаточно надеяться на свои силы и возможности, не доверяя всего себя Богу. И тут хоть все религиозные законы соблюди, хоть всю Библию выучи наизусть и во все церкви исходи — ты все равно будешь тем самым космическим неудачником, разбивающим лоб у подножия идола под названием Финансовый Успех.

О тех, кто надеется на свое богатство, кто позволяет себе быть скупым и прижимистым, кто планирует свою судьбу основываясь на том, чего он достиг или собирается достигнуть на финансовом поприще, Иисус как-то рассказал хороший анекдот.

Кто-то из толпы выкрикнул:
— Учитель, скажи моему брату, чтобы он поделился со мной нашим семейным наследством!
Иисус ответил:
— С чего ты взял, что я могу быть вашим судьей и посредником?
А потом обратился к толпе:
— Будьте осторожны! Берегите себя даже от малейших проявлений жадности! Жизнь определяется вовсе не тем, что у вас есть, даже если у вас есть много чего!

Однажды один фермер собрал изумительный урожай. И он начал думать: «Что я могу сделать? Мой амбар недостаточно большой, чтобы это все туда поместилось. О, вот что я сделаю! Я снесу его и на этом месте построю новый амбар, намного больший. Потом я свезу туда все свое зерно и скажу себе: «Молодец, парень, отличный результат! Ты хорошо поработал, теперь можно и отдохнуть. Расслабься и получай удовольствие от жизни!»

И тут появился Бог и сказал: «Глупец! Ты же сегодня ночью умрешь! Ну и кому достанется твой полный амбар?»

Вот что случается, когда вы заполняете свой амбар самим собой, а не Богом.

Жестко, да. Но это не мои слова. Это слова того, за кем пошли миллионы людей, потому что Он принес что-то абсолютно новое, перевернувшее с ног на голову привычные устои человеческого общества, где материальное благополучие всегда стояло на особенном, почетном месте. Учение Иисуса, посягнувшее на древнейшего идола по имени Маммона, настолько заинтересовало его первых носителей, что они, возможно сами не отдавая себе в этом отчет, тут же избавлялись от всего материального, продавая свои дома и земли и раздавая деньги тем, у кого их не было вообще. Об этом, кстати, тоже написано в Библии, в книге о Действиях первых христиан.

А вот что писал ученик Иисуса, Иоанн: «Не любите обычаи этого мира. Не любите то, что ему принадлежит. Любовь к материальному вытесняет любовь к Отцу. Этот мир, который живет по одному сценарию — желать для себя, желать себе, выглядеть важным и нужным — ничего не имеет общего с Отцом. Все это только изолирует вас от Него. Мир, с его постоянным «хочу, хочу, хочу» — обречен, но тот, кто делает все, что хочет Бог, обеспечил себе место в Вечности».

Иаков: «Материальное процветание недолговечно, как дикий цветок, поэтому не рассчитывайте на него. Стоит только взойти солнцу и разлить свое обжигающее тепло на землю, как цветок увядает. Его лепестки засыхают и вот: вместо прекрасного растения остался сухой стебель. Да, это иллюстрация «процветающей жизни». В тот самый момент, когда все восхищаются ею, она блекнет, вянет и превращается в ничто».

Павел: «Вот какое богатство приносит праведная жизнь — роскошь быть таким, какой ты есть перед Богом. Так как мы пришли в эту жизнь без копейки в кармане и столько же унесем из нее, то если у нас есть хлеб на столе и обувь на ногах — этого уже достаточно. А если деньги это все, что нужно людям, тогда они очень быстро сами себя уничтожат. Жажда денег приносит одни только проблемы и ничего, кроме проблем. Став на этот путь, некоторые люди полностью теряют опору в вере, о чем впоследствии горько жалеют».

И даже спустя много сотен лет те, кто от всего сердца принимали это уникальное по своей сути, прекрасное в своей простоте и потрясающее в своем скромном величии Учение — эти люди тоже поступали так же, как Закхей, как ученики Иисуса, как первые христиане. Наш соплеменник, имя которого известно в любой точке земного шара, также прошел этим путем.

Граф Лев Толстой, у которого с рождения было все, о чем только может мечтать человек — мировая слава, любимая и любящая жена, прекрасная семья и миллион в банке — в какой-то момент своей жизни пришел к глубокому душевному и духовному тупику. Все было настолько плохо, что он перестал ходить на охоту с ружьем, опасаясь искушения легкой смерти от собственной пули и вынес все веревки из дому, чтобы ненароком не повеситься на перекладине между шкафами в своей комнате.

И только тогда, когда он принял учение Иисуса (за что, впоследствии, со скандалом был отлучен от православной церкви), когда оставил свои амбиции и богатство, променяв все это на счастье Царства Бога, только тогда он мог сказать следующее: «Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, — и жизнь твоя будет адом. Делай то, чего хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви — и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в твоей душе».

Толстой, как никто другой, имел право заявить: «Признак развратности нашего мира — это то, что люди не стыдятся богатства, а гордятся им. Ничто так явно не показывает ложность той веры, которая исповедуется среди нас, как то, что люди, считающие себя христианами, могут среди нуждающихся не только владеть богатством, но и гордиться им.

Одна из самых обычных и важных ошибок, которые делают люди в своих суждениях, та, что люди считают хорошим то, что любят. Люди любят богатство и потому, хотя, казалось бы, очевидно зло богатства, стараются уверить себя, что оно хорошо».

...

В заключение снова приведу слова Иисуса: «Не копите себе сокровища здесь, где их может съесть моль и ржавчина, или, что еще хуже, где их могут украсть воры. Складывайте сокровища в небесах, где они будут в целости и сохранности. Это очевидно, не так ли? Место, где находятся твои сокровища — это место, где ты больше всего хочешь быть и где, в конечном итоге, окажешься.

Вы не сможете служить двум богам одновременно. Будете любить одного — рано или поздно начнете ненавидеть другого. Обожание одного рождает презрение к другому. Вы не сможете одновременно служить Богу и деньгам.

Выбрав Бога, выбрав жизнь поклонения Ему, вы перестанете беспокоиться о таких мелочах, как «что у нас будет на обед» или «а не вышла ли моя одежда из моды». В этой жизни есть вещи намного существеннее, чем еда, которую вы кладете в свой желудок и вещи более важные для вашей презентабельности, чем одежда, которую вы вешаете на свое тело.

Посмотрите на птиц, свободных и вольных, не связанных карьерой, беззаботных в заботливых руках Бога. А ведь вы для Него намного дороже, чем птицы.


Кто-нибудь стал выше хоть на сантиметр, вертясь у зеркала? Все это время и все деньги истраченные на моду — вы думаете они что-то меняют? Вместо того, чтобы гнаться за модой, пойдите в поле и посмотрите на дикие цветы. Они никогда не прихорашиваются и не ходят по магазинам, но где вы видели такие цвета и такой дизайн? Десять самых стильно одетых мужчин и женщин в стране выглядят убого рядом с ними. А если Бог уделяет так много внимания диким цветам, большинство из которых никто никогда даже не увидит, тогда не кажется ли вам, что, уж тем более Он будет заботиться о вас, гордиться вами и делать все самое лучшее для вас?

Что я хочу вам сказать, так это то, чтобы вы расслабились и перестали постоянно переживать о том, чтобы «брать», а вместо этого обратили внимание на Бога, который хочет «давать». О бытовой суете переживают только те люди, которые не знают Бога и методов Его работы, но вы Его знаете и знаете, как Он действует. Позвольте реальному, действующему, снабжающему Богу быть вашей жизнью. Не беспокойтесь, что вы что-то упустите. Увидите — у вас всегда будет все самое необходимое.

Направьте все свое внимание на то, что Бог делает сегодня и не загружайте свою голову тем, что случится или не случится завтра. Когда будет нужно, Бог поможет вам справиться с любыми возникающими трудностями».

...

На что мы дружно скажем «так оно и есть», остановимся, оглядимся, усмехнемся тому, что нас так долго обводили вокруг пальца, покажем дулю виднеющемуся вдали флажку с надписью «Финансовый Успех» и со спокойной душой займемся серьезным Делом. Папиным Делом.
Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments