Руслан Кузнецов (ruslankuznetsov) wrote,
Руслан Кузнецов
ruslankuznetsov

Правда-матка 4



Мы назвали нашу церковь Библейской, потому, что мы верим, что Библия является единственным объективным и авторитетным выражением воли нашего Господа и Спасителя на земле. Бог является автором Библии. Мы познаём Бога через Библию. Наше поклонение Ему выражается в послушании Библии. Наше молодёжное служение, управление церковью и все остальные сферы жизни церкви строятся на искреннем желании понять Библейское учение по данным вопросам и подчиниться ему.
Пастор Алексей Коломийцев.

Речь, понятное дело, идет о Синодальном издании Библии, которым пользуется большая часть прихожан Библейской церкви и по которой Алексей регулярно проповедует и учит. Да-да, это то самое издание, в котором написана абсурдная и кощунственная фраза «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную». Это та Библия, полная давно вышедших из употребления слов, вроде «изыдут», «сего», «предтеча» и «оный». В которой полно архаичных и бессмысленных для современного читателя оборотов речи, таких как: «предать сатане во измождение плоти», «вознерадев о толиком спасении» и «вкусивших благого глагола Божия».
 
Лично я с детства не любил Синодальную Библию. Не за ее содержание, естественно, потому что Библию в картинках (в стиле комиксов) я практически выучил наизусть, вместе с именами персонажей и хронологей всех событий обоих заветов. Нет, мне ужасно не нравился старинный текст, разбитый на стихи, помещенный в глупые газетные колонки и абсолютно не приспособленный для понимания смысла ввиду устаревшей лексики.

Вот почему усердно посещая библейские занятия, проводимые Алексеем, я стал приносить с собой современный перевод Библии (красный переплет, Всемирный Библейский Переводческий Центр). Но пастор настойчиво пояснил мне всю несостоятельность этого издания, назвав его поверхностным в сравнении с глубиной издания Синода. Я, правда, так и не согласился с его доводами, считая, что лучше читать такой перевод, чем вообще ничего не читать, и упорно продолжал носить свою Библию, отличную от Библий всех присутствующих парней и девушек.

Это было то время, когда я уже начал робко сомневаться в целесообразности общих «богослужений» и с сожалением удостоверяться в повальном лицемерии самих «служащих». Однако личные встречи с Алексеем и его библейские уроки пока что оставались для меня «неприкасаемыми» отделами церковного института, где, в отличие от общих собраний-концертов, можно было на самом деле получить духовное образование. А с ним выход на контакт с Богом и, наконец, то самое счастье.

Но спустя некоторое время у меня возникли вопросы, подвергающие сомнению всю красивую и стройную концепцию. Дело в том, что всякий раз, когда мы разбирали очередную главу (тогда мы проходили послание Павла в Рим), зачитывая ее вслух и высказывая свое мнение по отдельным фразам, Алексей неизменно произносил следующее: «Так, хорошо, а теперь смотрите, как звучит этот самый текст в английском издании таком-то…» Затем он зачитывал часть главы, после чего все становилось намного понятней и проще.

Именно тогда я стал терять терпение и возмущаться, сперва про себя, а затем и вслух. Возмущаться этой необходимостью перечитывать текст в другом переводе, чтобы понять его. Я робко вставлял: «Алексей, а вот в моей Библии сразу как-то все понятно написано». Алексей, естественно, отвечал: «Понятно-то понятно, но тут из-за приземленности стиля и упрощенности слога перевода потеряна та самая глубокомысленная идея, которую автор изначально вкладывал…» и т.д. Ну, потеряна. А в Синоде, что, все на поверхности лежит? Что же мы тогда в американские издания заглядываем? Отчего же тогда этот самый возвышенный и торжественный перевод нам непонятен? Зачем мы так много слов заменяем их современными синонимами, чтобы найти первоначальный смысл, заложенный Павлом?

А дальше у меня полезли и вовсе смутные мысли: «Подождите. А что это мы тут в принципе делаем? Зачем каждый четверг толпа современных, грамотных молодых людей набивается в чей-то дом и на протяжении двух часов слушает человека, который им объясняет смысл одной единственной главы из самой важной на земле книги? Если Библия — это все, что у нас есть (Дух Святой, по мнению Алексея, учит нас только через Библию), тогда почему мы сами не можем в ней прочесть все, что нам нужно? И почему мы сами не можем понять прочитанное? Для чего нам нужны Алексеевы разжевывания текстов, которые, по идее, были написаны простыми людьми для простых людей? А если Алексей, к примеру, уедет в другой город или, чего хуже, умрет? Что тогда? Мы потеряем единственную возможность духовного роста?»



Авторитетные люди, включая самого Алексея, имели на эти вопросы простой ответ: если хочешь все знать, нужно учиться — или в учебном заведении, или у тех, кто его закончил. В данном случае, если хочешь понимать все, что написано в Библии, иди учиться в богословскую семинарию или ходи на Алексеевы библейские занятия. Я не соглашался: «А как быть с теми, у кого нет такой возможности? Кто живет на отшибе, сидит в тюрьме, кто глухонемой или служит в армии?» Ответов на подобные глупые вопросы я, понятное дело, так и не дождался.

С тех пор мой внутренний мир стал еще больше неустойчивым — библейские занятия и мои личные встречи с пастором проходили под знаком вопроса, постоянно сверлящего дырку в моей голове: «Неужели и мне нужно несколько лет учиться в колледже, чтобы все это знать? Разве я не могу просто прочесть Библию и все понять? Эту книгу книг, к которой ничего не нужно прибавлять и от которой ни в коем случае нельзя ничего отбавлять, которая «обучает, наставляет и обличает», которую наши предки пронесли сквозь века, прятали в тесте, в пещерах и в колодцах, за которую шли в тюрьмы, которую вручную печатали по ночам, которой так дорожили и которую сегодня дают неверующим со словами «Читай эту книгу, и она приведет тебя к Богу»? Разве я, вроде бы не глупый человек, искренне ищущий Бога, не могу просто читать ее сам, без посторонних, и, таким способом, приближаться к своей заветной цели — к близким взаимоотношениям с Богом?»

Получалось, что не могу. Получалось, что мне нужен кто-то, кто знает греческий и арамейский, у кого большая библиотека энциклопедий, толкований и словарей, кто изучал герменевтику и познал исагогику. Кто может взять фразу «блаженны плачущие, ибо они утешатся» и построить на ней целую проповедь в час длиной. Кто о Библии и по Библии пишет статьи и книги. Нужен поводырь. И ведь это только начало. Раз нет предела совершенству, то за «разборами слова» последуют библейские курсы, библейская академия и библейский университет. Годы обучения, тонны перечитанного материала, сотни часов прослушанных лекций. И все это чтобы «еще больше познавать Бога».  

Хорошо. В таком случае если Алексей тот человек, который более-менее Его «познал», но при этом, по его же словам, еще далек от поставленной перед собой цели, тогда где на этой шкале духовного роста находятся остальные смертные? Вся эта публика, которую я вижу каждое воскресенье — в хоре, на сцене, в партере — на каком минимальном уровне она застряла? Я где? Об этом не хотелось думать. Но нужно было — и думать, и говорить.

Откровенно можно было общаться только с близкими друзьями. Они тоже посещали библейские занятия, тоже имели толстые, изрисованные разноцветными маркерами Библии, тоже сосредоточенно морщили лбы во время лекций. При этом по своей инициативе никто из них никогда не начинал разговор — несмотря на авторитет среди молодежи, несмотря на большие духовные карьерные планы, несмотря на принадлежность к касте лидеров, взятых под крыло пастором. Никто и никогда не говорил со мной на темы, касающиеся Библии и ее изучения до тех пор, пока я не начинал задавать вопросы. Например такие:
— Честно скажи, тебе интересно ее читать?
— Ну как… Не очень, просто я знаю, что это нужно. 
— И что тебе дало такое чтение? Что в жизни меняется?
— Эммм… Теперь знаю — то и это нельзя делать.
— А раньше что, не знал?
— Знал. Хм. Ну еще уровень духовный повышается.
— И как это выражается на практике? Нормальными словами опиши?
— Рус, вот ты как начнешь со своими вопросами…

Примерно в таком ключе. Со всеми собеседниками. Никто мне так и не объяснил, в чем заключается польза от чтения и изучения Библии (дежурные заезженные фразы не в счет). В чем полезность книги, в честь которой названа церковь? Что им дал этот учебник, который является причиной регулярных собраний всех этих людей и от которого, как бы, зависит дальнейшая судьба. Все его носят с собой, что-то в нем пишут, черкают, отмечают. Каждый старается иметь Библию побольше, такую, чтобы прижимать руками к груди, обнимая, как лучшего друга. Во время каждой воскресной проповеди все сидят с красиво раскрытыми Библиями, склоняясь над ними в позе Лютера с гравюры. И это не смотря на то, что все цитируемые тексты выводятся на экран: мол, что вы, Библия лишней не бывает.

У меня сложилось такое впечатление (особенно ясно это видно сейчас, со стороны), что для большинства людей в Библейской церкви «Слово Благодати» Библия является этаким спасательным кругом, последней надеждой, гарантией и страховкой. Они держатся за нее двумя руками, отпуская только для того, чтобы поесть, поспать и сходить на работу. Не знаю, читают ли они ее, понимают ли, но что везде и всегда носят с собой, как талисман — это факт. Потому что без Библии — беда. Ведь она — «меч духовный». Вроде как.



Уже спустя несколько лет после описываемых событий я встретился с двумя старыми друзьями, с которыми много общался будучи членом Библейской церкви. Сидим, пьем винцо, я рассказываю, как все стало хорошо с Папой. И вот они мне приводят Главный Довод — знакомый такой, Алексеевский. Аж ностальгия накрыла:
— Все это хорошо, но у ведь вас в церкви (Центр Трансформации) Библия совсем не на первом месте стоит, а в ней все!
— Да, — говорю, — не на первом. И хорошо, что так. Потому что Святой Дух должен быть на первом месте.
Смотрю, глаза у них загорелись, мол, ага, вот видишь, Библию ни во что поставили. Но я продолжаю, причем радостно так, воодушевленно:
— При этом я Библию сейчас читаю больше, чем когда-либо в жизни. И меня никто не заставляет это делать, потому я сам хочу, это раз, и потому что мне это нужно в моей работе, это два. Вы не поверите: я так много всего узнал, столько нашел. А ведь у вас чтение и изучение Библии — это же вообще главная тема. Ну и?
— Читаем, да. — И лица так поскучнели.
— Ага. И что вы недавно прочитали? Интересно ведь, давайте обсудим!
Один, чуть ли не зевая, отворачивается в сторону, другой натянуто улыбается:
— Знаешь, я последнее время Притчи читаю.
И покраснел. Потому что и мне, и ему понятно — басни Соломона всегда спасают детей религиозных родителей, когда их насильно заставляют читать Библию. И вроде обычные поговорки, и в то же время «слово Божие» с утра почитал.
— Так ведь в письмах Павла самый смак!
— Ну да, ну да…
И по-быстрому сменили тему.

А ведь это активные члены церкви, серьезные молодые люди, посещающие всевозможные курсы, ретриты и кемпы. Что уж говорить об остальном приходском балласте. И ведь именно таким балластом был когда-то я — шел, куда звали, делал, что говорили, говорил, чему учили. И даже учил, что поручили. Только вот мысли мои никто не мог проконтролировать. Еретические мои мысли, когда я стал позволять себе сомневаться в истинности слов авторитетнейшего, умнейшего, духовнейшего пастора Алексея. Когда я увидел, что Библия ни мне, ни моим друзьям ничего не дает, кроме видимого, внешнего отличия от остальных, «не наших» ребят. Когда я понял, что если буду продолжать надеяться на то, что не работает ни в моей жизни, ни в жизнях моих друзей, то навсегда потеряю драгоценное время. 

И тогда я перестал читать Библию. Вообще. Это было мое первое осознанное действие в церкви «Слово благодати», которое выразилось в бездействии. Такой тихий бунт. Нет, на людях я делал вид, что читаю-вникаю. И на встречи с Алексеем исправно ее носил. Но внутри отказался от нее. До тех пор, решил я, пока не произойдут перемены, которые, как уже тогда стало понятно, никак не связаны с этой пусть и легендарной, но абсолютно бесполезной для меня (на тот момент) книгой.

Продолжение следует...

Tags: Правда-матка, Религия, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →