Руслан Кузнецов (ruslankuznetsov) wrote,
Руслан Кузнецов
ruslankuznetsov

Обработка фотографий. Часть 3



Первая часть

Вторая часть

Мы привели фотографию в рабочее состояние с помощью готового Пресета и выставили Баланс белого. Что еще можно тут сделать?



В некоторых случаях остается только подправить общий свет, Exposure (экспоужюр), да усилить или ослабить контраст — и на этом обработка заканчивается. Но это в самых легких случаях, когда на фотографии нет слоев.



А у нас слои, или планы, имеются. Как это часто бывает в пейзажной фотографии, на снимке их несколько: ближний план, средний и дальний. Из-за расстояния, физических свойств и разного освещения у каждого плана свои световые и цветовые особенности, которые наш глаз прекрасно считывает, а камера не очень.



В реальности первый, ближний план, был теплее, ярче и светлее, чем он вышел на снимке. И мы знаем почему — потому что камера пыталась усреднить общий свет по всей картинке. Плюс мы во время съемки сознательно слегка затемнили экспозицию, чтобы не засветить небо.

Второй план получился очень близким к реальному: голубоватые из-за тени и толщи воздуха горы, с золотистыми от вечернего солнца снежными вершинами.

А вот небо, которое представляет третий план, слишком теплое из-за высокого Баланса белого и все равно еще слишком белесое, даже после того, как мы полностью убрали Highlights (хайлайтс), Светлые тона. А все, как мы помним, из-за несовершенства динамического диапазона камеры. Поэтому небу надо вернуть украденную синеву.

С этого и начнем — берем кисточку.

Если бы я прочитал последнюю фразу лет пять назад, то сразу бы поскучнел и задал резонный вопрос: а не слишком ли далеко мы забираемся в художественные дебри, может не стоит все так усложнять? Я просто хотел по-быстрому фотку подмарафетить, а мне тут кисточку с мольбертом навязывают.

Хотя, почему «если бы», именно так я и думал пять лет назад, что кисточка — это уже перебор.

А потом узнал, что означает слово «фотография» и резко поменял свое мнение. Потому что французское «photographie» произошло от двух древнегреческих слов φῶς — «свет» и γράφω — «пишу». То есть «фотография» по-русски — это «светопись», или «рисование светом».

Оказывается, я заблуждался: это не фотоаппарат фотографирует и редактор редактирует, а мне всего лишь нужно не мешать их сложной, непонятной простому человеку творческой работе. Нет, это я, простой человек, благодаря этим инструментам занимаюсь творчеством — пишу светом. Неожиданно фотолюбитель, который рисует хуже первоклассника, вдруг может вполне достойно рисовать фотоаппаратом и фоторедактором. Более того, может рисовать даже кистью, пусть и виртуальной, и пусть не на холсте, а в Лайтруме, но все же рисовать! Это даже как-то окрыляет: «художник Руслан». Да, я хочу кисточку и хочу рисовать светом!

А, и еще тот самый гребаный динамический диапазон, да. С его немощью, хочешь не хочешь, нужно считаться и его ошибки нужно исправлять. Желаешь ты быть художником или нет, но фотка у тебя выйдет убогенькая, а то и вовсе говенная, если на ней вручную не порисовать. И очевидно, что кисточка — самый удобный в этом случае инструмент.

Жмем на иконку Brush (бращ) или клавишу К, у нас открывается большое меню с самыми разными инструментами, которыми можно воздействовать на выделенную кисточкой область.



Сперва настроим параметры самой кисточки. Их немного:

Size (сайз), Размер круга — его мы будем менять постоянно.

Тут, раз уж мы заодно учим произношение английских терминов (а я настоятельно рекомендую использовать международный язык в фотографии, чтобы нам было проще повышать свою квалификацию), быстро выясним разницу между произношением звука θ и ð. Это который как «т», только язык между зубами.

ð — это жестче, ближе к «з» — this

θ — это мягче, ближе к «с» — thing


Featherэðэр), функция Растушевывание — мягкость границы, ширина между внутренним и внешним кругом. Чем она больше, тем плавнее переход от возделываемой области к незатрагиваемой.

Flow (флоу), Сила воздействия — в процентах показывается, сколько эффекта приложится за одно нажатие кисти.

Densityэнсити), Концентрация — тоже в процентах, но теперь количество «краски» за одно нажатие.

Для начала поставим эти последние три примерно посередине, а потом, по мере привыкания, можно будет их подстроить под себя.

Если у нас есть четкий край, по которому мы будем рисовать, то отмечаем инструмент Auto Mask (ауто мæск; æ — среднее между «я» и «э»), Авто маскировка, и кисточка автоматически не будет заходить за ярко выраженную линию на снимке. В нашем случае это линия гор на фоне неба.

Клавишей T вызываем Tool Bar (тул бар), Панель опций, и отмечаем Show Selected Mask Overlay (щоу сэлэктэд мæск овэрлэй), Показать зону наложения или воздействия.

Рисуем. Края гор можно затрагивать внутренним кругом, главное, не дотрагиваться до них крестиком, иначе они тоже покрасятся.



Если так получилось, что заехали кисточкой или автомат промазал — ничего страшного, потом можно поправить. Для этого увеличиваем изображение клавишей Z, затем зажав Space, Пробел двигаем фотографию куда нужно. Чтобы стереть лишнее зажимаем клавишу Option (Mac) или Alt (PC) и снова рисуем, стирая. Auto Mask при этом можно оставить, а можно отключить. Я чаще отключаю, чтобы не мешал тереть так, как считаю нужным.



Если при нажатии клавиши Z приближение недостаточное или, наоборот, чрезмерное, открываем левую панель, жмем на стрелочки и выставляем нужный нам уровень зума. Обычно это 2:1, но иногда нужно присмотреться еще подробнее. Это полезная и удобная практика — увеличивать фото в процессе обработки, поэтому сразу запоминаем — Z.



Небо закрасили, теперь возвращаем ему натуральные свет и цвет. Отключаем галочку красного «технического» цвета, чтобы видеть эффект воздействия наших настроек. Инструментами Баланса белого тянем ползунок Temp (тэмп), Температура в холодную сторону, а ползунок Tint (тынт), Оттенок — в сторону фиолетового. Все это делаем на глаз, можно специально «зашкаливать», чтобы лучше видеть и понимать что происходит с цветом. Одновременно прибираем Exposure (экспоужюр), Экспозицию, то есть светлоту неба. Еще немного балуемся, пока не придем к приемлемому результату.

Если на этом работа с кисточкой закончена, жмем Done (дан), Сделано или клавишу Enter (энтэр), чтобы закрыть меню Brush (бращ). Но мы еще не закончили, у нас ведь остался ближний план, поэтому жмем New (нью), Новая кисточка.



Снова отмечаем «красного помощника», но Auto Mask отключаем. Потому что мы будем работать на территории, где вместо четких границ горных вершин на фоне однотонного неба у нас разнородные деревья-дорога-машина, да еще и кроны деревьев на фоне леса вместо внятной разделительной линии. В этом случае проще все сделать самому, автомат просто не справится с многообразием тонов и переходов.

Как только мы дотронулись кистью до фотографии, у нас появляется новый кругляшок, пин или кнопка, которая отвечает за эту кисточку. Здесь важно не нажать на ту кнопку, которая отвечает за небо, иначе мы все напутаем и испортим. Чтобы узнать, какая кнопка чему принадлежит, можно просто навести на нее курсор и ее рабочая территория обозначится красным цветом.

Выделенная кнопка отличается от невыделенной. Это тоже нужно запомнить, потому что иногда мы можем забыть нажать на нее, например, когда снова возвращаемся к уже созданной кисти, крутим настройки, но ничего не происходит. Потому что она не выбрана, она полностью серая, а должна быть черно-белой.

Зарисовываем ближний план, оставляя зеленую гору слева нетронутой и стараясь не «запачкать» дальнюю гору справа.



Снова выключаем «технический красный» и на глаз поднимаем ближний план по цвету и свету: Температуру в теплую сторону, Оттенок только слегка в фиолетовый. А по свету, вместо того, чтобы поднимать общую Экспозицию, поднимем только Shadowsадоус), Тени, чтобы не высветлить и без того светлые участки и сохранить контрастность.



Закрываем инструмент Brush клавишей Enter или кнопкой Done и смотрим, что у нас получилось. Может быть немного еще контраста накинуть, самую чуточку. Накидываем.



Для сравнения «было — стало» жмем клавишу \ — Back slush, Обратная косая черта, и видим, как далеко мы ушли от оригинала. И вроде бы в лучшую сторону.



Если хочется увидеть обе фотографии рядом, жмем на кнопочку Before & After (бифор энд афтэр), До и после.



Вполне неплохо для любителя, я считаю. Картинка в меру светлая, цвета утрированы под наше романтическое осеннее настроение, но вполне близки к реальным. Контрастность тоже на грани, но не зашкаливает и не режет глаз. На большом экране или в печати все будет еще сдержаннее и натуральнее.

Но самое главное — мы совсем не трогали ползунки цвета. Только контраст, только хардкор. И Баланс белого.

Кто-то скажет: но где взять столько времени на такую кропотливую работу? На самом деле это долго сказка сказывается, работы здесь на 5-7 минут, включая раздумья. А со временем, перестав путаться в клавишах и менюшках и поднаторев с кисточкой, всю обработку этой фотографии можно сделать за три минуты.

Подводим итоги.

  • Рисуем светом мы сами, а не фотоаппарат или фоторедактор.

  • Кисточка при обработке — не роскошь, а простой и очень удобный инструмент для исправления просчетов камеры.

  • Даже при работе с отдельными проблемными участками можно обойтись без усиления цвета, используя только Баланс белого и Контраст.

Продолжение следует.

Tags: фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments